fansmagazine (fansmagazine) wrote,
fansmagazine
fansmagazine

Categories:

Сенна vs. Прост, Прост vs. Сенна

Лучшая битва в истории Формулы-1

Некоторые пилоты в один из моментов своей жизни становятся чемпионами мира. До этого безумства радости они проделывают разный путь. Кто-то достигал вершины чрезвычайным трудом, кому-то помогала добиться своей цели машина. В истории Формулы-1 есть в достаточном количестве этих два варианта. Если выделить одного счастливца, которого к титулу привезла машина, и обвинить его в незаслуженном чемпионстве, то в ответ можно привести целых список таких же чемпионов. Если же захочется поговорить о том, кто же лучший пилот, то вновь список для обсуждения будет широчайшим. Айртон Сенна и Ален Прост собрали на двоих за девять лет семь титулов. Было это в период с 1985 по 1993 годы. Это были разные титулы. И бразильцу и французу улыбалась удача, и в тоже время были на их счету абсолютно заслуженные победы. Была их эра - лишь Нельсону Пике и Найджелу Мэнселлу удалось тогда прервать эту гегемонию. В личной гонке за титулами победу одержал француз, но за цифрами стоит целая история. История, которая в один прекрасный день получила начало, но до сих пор не получила конца. Это целая легенда, которая будет жить даже если в один день гонки станут запрещены. Об одном приходится сожалеть. Почему же этого не приходилось видеть в прямом эфире? Сейчас остается довольствоваться только тем, что повышением количества обгонов занимаются не пилоты, а члены регламентного комитета...

pic


Сенна и Прост - слова антонимы. Первый слепо боролся с улучшением результата на каждом круге (интерес Хонды к Айртону не случаен - в бразильце текла поистине самурайская кровь), а второй мягко и методично уничтожал своих конкурентов. Это была битва стилей. В этой борьбе не может быть победителей. Каждый человек - индивидуальность. Если в крови течет что-то необъяснимое - все, это изменить нельзя. Сенну, например, с детства пытались переучить тренеры, и что у них вышло? Бразилец в огромных количествах случаев боролся не с соперниками, а со своим временем. Это можно объяснить? Тоже касается и Алена. Произошедшему на Гран-при Австралии в 1986 году можно дать разумное объяснение? Думаю, что ответ такой же. Это было два параллельных мира и, когда они столкнулись, произошла буря, прямо как в фильме "Идеальный шторм", где в единое целое вошли два циклона.
Но перед каждой бурей бывает затишье. Первое знакомство бразильца и француза прошло в идеальных условиях для вечной дружбы. Сенна начал соревнования в королевском класе в 1984 году. Первые гонки в том году они были на разных полюсах - Ален был на вершине, а Айртон познавал, на сколько слаб его Тоулмен. Встреча же прошла вообще за пределами трассы. После Гран-при Сан-Марино, который бразилец провалил, оба пилота собрались поехать на открытие новой трассы Нюрбургринга. Праздник устраивал Мерседес и пригласил на них всех действующих и будущих звезд Формулы-1. А Прост и Сенна приехали на это мероприятие вместе. После этапа в Имоле они договорились встретиться в аэропорту Франкфурта и уже оттуда поехать на новый трек. За рулем был француз, но этого не имело никакого значения - они за часы на дороге узнали друг о друге практически все. Ален был уже опытным пилотом, который к тому времени оказывался вплотную к чемпионскому званию, и узнал в Сенне совершенно особенного человека. Айртон был немногословен, но это только расположило его к себе. Результаты гонки на Нюрбургринге не так важны для широкого круга зрителей, но для них самих это что-то значило. Ален взял поул, а Айртон в свою очередь одержал победу в гонке - многие годы после этого часто будет происходить наоборот, но об этом они еще не подозревали.
pic(Открытие нового Нюргбургринга)
Это была дружеская встреча, которая в принципе не могла привести в принципе ни к хорошему, ни к плохому. Но всего через несколько недель состоялся Гран-при Монако. Над княжеством стоял проливной дождь и молодой Сенна с 13-го места пробрался на второе. Впереди был лишь француз, но Волшебник начал его быстро настигать и по всем раскладам должен был обойти лидера гонки. Это означало бы, что бразилец в своей пятой гонке добыл бы победу. Но этого не случилось - гонка была остановлена после 31 круга. Итоги этапа неоднозначны до сих пор. У каждого своя правда, которая под собой имеет вполне вразумительную аргументацию. Айртон не моргнув глазом объявил, что организаторы забрали победу у Тоулмена, мол неприлично чтобы в Монако победил непонятно кто. Прост, конечно же, не был таким категоричным, но вскользь заметил, что Сенна может быть рад и второму месту. Оба заняли такую позицию, что и возразить-то нечего. Но это была еще не борьба "Прост-Сенна", а скорее вопросы к организаторам. Так получилось, что они оказались вдвоем в этой ситуации.
Три последующие сезона мир следил за борьбой Проста в чемпионате и ростом Сенны, как пилота. Бразилец в это время мечтал получить достойный болид, на котором он может исполнить свою мечту - стать чемпионом. Этот шанс предоставился ему в 1988 году. С ним подписал контракт Рон Деннис, который в тоже время подписал контракт с моторами Хонда - тогда японские мотористы готовы были идти по стопам Сенны хоть на край света. Айртон стал напарником Проста, который ходил в Макларене в авторитетах - два титула бесследно не исчезают. И вот в этом сезоне завертелось. У бразильца, как говорят классики, горели глаза и никаких преград перед титулом он не хотел видеть.
Первым важным этапом во взаимоотношениях стал Гран-при Великобритании. Над Сильверстоуном стоял ливень, а Сенна шел, нет, летел по воде аки по суху к победе - это была его стихия, о которой уже знали все, кто мало-мальски следил за Формулой-1. В тоже время Прост также продемонстрировал скрытое свое качество - он не любил дождь. Ален на тот момент лидировал в чемпионате и позволил себе заехать в боксы и закончить гонку. Конечно, он имел право на такое решение (к слову, в 1976 году Лауда таким вот способом лишил себя чемпионского титула), но была одна проблема. Моторы в команду поставляли японцы, которым сложно было поверить своим глазам - пилот по своему усмотрению сошел. Ужас! Прост в следующем году будет обвинять команду, что они работают исключительно на Сенну, но повод-то он дал сам. Да, бразильский темперамент близок к Японии в части самоотдачи, но есть еще кроме крови сделанные поступки. Вот в Великобритании Прост ошибся.
Через два с небольшим месяца Большой цирк приехал в Португалию. Первый круг гонки прошел в очень непростой схватке - два пилота Макларен продемонстрировали борьбу, которую здравый смысл не объяснит. На первой линии стартового поля находились оба Макларена - для сезона 1988 это было традицией. Впереди стоял Прост, но старт немного лучше удается конкуренту - у Сенны появляется шанс взять первую позицию. Тут француз начинает движение в сторону Айртона, который вынужден двумя левыми колесами оказаться в двух миллиметрах от травы. Но паулисте удалось сохранить скорость, хорошую траекторию и выйти в лидеры. Но это была лишь первая серия. Вторая началась без перерыва на рекламу. В последнем повороте Прост держится вплотную к Сенне и попадает в воздушную подушку на прямой. Далее шло логическое продолжение - Прост уходит вправо и начинает обгон. А вот тут Сенна включил хорошую память – теперь уже он припечатывает Проста к границе трассы. Отличие лишь одно. Сенна при старте был близок к траве, а Прост оказался на волоске от бетонной стены! Если бы да кабы... Упустим этот момент - последствия придумать просто нереально. Просто констатируем тот факт, что этот момент очень заинтересовал общественность. В итоге пилоты защитили друг друга. Прост сказал, что Айртон имел право дать сдачи, а тот в свою очередь признал, что перегнул палку. К счастью, паулист в том моменте эту палку не сломал. А в конце сезона Сенна выиграл этап в Японии и стал чемпионом. Многие подумали, в том числе и Ален, что у них свалилась гора с плеч - Волшебник стал чемпионом и станет немного спокойнее. А на самом деле все только начиналось, но теперь уже и Прост подливал масла в огонь.
На Гран-при Сан-Марино-89 взаимоотношения Сенны и Проста вылезли наружу. Причиной тому стал их "пакт о ненападении". Гонщики еще в прошлом сезоне договорились, что в атаки друг на друга в первом повороте они лезть не будут, а дальше хоть святых выноси. "Закон" оказался дырявым в лучших традициях украинской юриспруденции. Первый старт прошел по плану - Сенна сохранил свою первую позицию и пошла борьба в гонке. На 4-м круге Герхард Бергер вылетел, и его машина тут же загорелась. К счастью, у него все обошлось, а вот гонка была остановлена и был назначен рестарт. Теперь все было куда интереснее.
Прост стартует намного лучше и обходит противника еще до Тамбурелло. Сенна наносит атаку сразу - перед Тозой он слип-стримом обходит француза и возвращает себе лидерство. Сенна выиграл гонку, а француз пришел следом. Но это их не интересовало. Главное произошло на пятом круге - обгон Сенны. Ален не пришел на пресс-конференцию, за что потом получил денежный штраф, и тем самым дал понять - есть конфликт. Проста рассердило то, что бразилец нарушил договоренности и все-таки пошел в атаку в первом повороте. Сенна занял противоположную позицию - на дворе был пятый круг, да и Тоза по счету уже третий поворот (официально первые два поворота: Тамбурелло и Жиль Вильнев). Конечно, в договоренностях Сенны и Проста не значилось правило определения номера поворотов, правила при рестарте - это была для них бомба замедленного действия. Кажется, что некий конфликт до этого был, просто гонщики его за красивыми словами уважения друг к другу тщательно скрывали. Ну не могло такое пустяковое дело просто так перерасти в войну. Через несколько дней на тестах они а открытую переругались, а на подиуме в Монако были мрачнее тучи.
pic(Гран-при Сан-Марино 1989)
Вдобавок Прост начал винить команду, что та не уделяет ему должного внимания, мотористы кружат вокруг Сенны и т.д. Результатом стал подписанный контракт с Феррари. Это было в середине сезона и на этапе в Италии его встречали безумные тиффози. Ален выиграл гонку и бросил кубок победителя в толпу будущих своих болельщиков. Это уже был открытый конфликт и никто ничего скрыть не мог. Да и не хотел, наверное. Но предстояло еще решить исход чемпионского звания. Все вновь решала Сузука. Айртону для сохранения шансов на титул нужна была только победа. Он по традиции взял поул, но проиграл старт. Долгие 47 кругов пилоты Макларена проехали в невыносимом ритме. Это была их гонка - все соперники были лишь статистами и носителями дополнительной рекламы.
Было понятно, что человеку в желтом шлеме необходима была атака, потому что "простое" второе место ему ничего не давало. И вот гонщики проходят молниеносный поворот 130R, приближаются к шикане Касио, и Сенна идет в атаку. С виду она не имела больших шансов на успех - Айртон пытался обогнать соперника в не очень благоприятных условиях. Но этот момент затмил маневр Проста. Француз рано начал захлопывать калитку и Сенна вписался прямо в него. Оба пилота оказались вне трассы, но Айртон не спешит вылезать из болида. В тот момент, когда Ален уже был на ногах и расстегивал ремешок шлема, Сенна попросил стюардов подтолкнуть его и продолжил движение. За пять оставшихся кругов Айртон успел заехать за новым передним обтекателем и обогнать Наннини, который ненадолго оказался в лидерах.
pic(Гран-при Японии 1989 года)
Сенна сократил отставание, но свою лепту сказали организаторы. Они дисквалифицировали бразильца за то, что ему на трассе была оказана посторонняя помощь. В принципе, это было правильным решением, но эмоции Айртону тогда были неподвластны. Он обвинял всех и вся, разбрасывался нелестными эпитетами направо и налево и не постеснялся в открытую пойти против президента ФИА Жана-Мари Балестра. Федерация оказалась сильнее и выдвинула перед ним требование: штраф в 100 тысяч долларов и официальные извинения. Ситуацию помог уладить Рон Деннис, который с горем пополам убедил Айртона уступить сейчас и притупить в себе зло. Это было тяжелое решение для Сенны. Ему казалось, что все против него - сложное это чувство и, наверное, каждый оказывался в такой ситуации. К счастью, бразилец вышел на старт в следующем сезоне - он все обиды положил в банку и закрыл ее крышкой. Теперь главное было - не трогать эту крышку. Не получилось...
Следующий сезон гонщики провели в разных командах. Прост активно работал с настройками Феррари, а Сенна шел к титулу на практически готовой машине. В один из моментов даже запахло дружбой. На Гран-при Италии титаны закончили гонку на первых двух позициях и явились на пресс-конференцию. Здесь их поджидал интересный момент. Один из журналистов предложил пилотам (в это время бронзовый призер Бергер уже сбежал) пожать друг другу руки. Церемония затянулась. Оба пилота вспомнили прошлое, спокойно высказали свое мнение. Решающими оказались слова Проста. Он сказал: "Мне не доставляет никакого удовольствия прошлое. Если Айртон готов к примирению, то я - тоже. Думаю, нашему спору пойдет на пользу, если остаток сезона мы пройдем рука об руку". После этих слов француз встал и протянул руку Айртону. Бразилец ее принял. Но, как оказалось в дальнейшем, примирением и не пахло. Сенне нужна была месть.
На Сузуке Ален сохранил шансы на корону, но теперь уже ему нужна была победа и только победа. Бразилец взял поул - и началось. Еще в субботу Айртон просил перенести первое стартовое место на внешнюю сторону. Надо сказать, что это было бы вполне разумно. Два года подряд до этого Сенна стартовал с поула, но все время увязал в пыли, которая лежала на внутренней стороне. Он получил отказ, а затем таже участь постигла и Рона Денниса. Глава Макларена провел добрую часть ночи в переговорах, но стартовую решетку не изменили. То, что бразилец проиграет старт, было самым вероятным исходом. Сенна подымает за собой пыль, в это время француз его обходит и устремляется по внешнему радиусу в первый поворот. Айртон в это время был чуть позади и решает исход чемпионата не откладывая дела в долгий ящик - он таранит Проста. Алая и бело-красная машина оказались в гравийной ловушке. Этот маневр был очень рисковым - поведение автомобиля было абсолютно непредсказуемым. Слава Богу, что все обошлось и болиды вылетели по правильной траектории, никого не зацепив. А итог - новый чемпион мира. Сенна "высказался" на трассе - он не забыл ничего, в том числе и прошлогодний маневр Проста. А затем лично признался, что на этот маневр он пошел осознанно. Это было и так ясно - но в истории некоторые гонщики таранного типа свои ошибки не признавали.
pic(Гран-при Японии 1990 года)
В 1991 прошло еще несколько бурь, но в конце появился солнечный свет. Возможно, именно этот год стал самым значимым в их отношениях. До этого гонщики только наращивали свою неприязнь и этому не помешало даже открытое рукопожатие. Основное было внутри и чтобы вылечить эту проблему нужно было всего-навсего выплеснуть это все наружу. К этому гонщики шли долго, но цель была достигнута. Пиковыми в отношениях стали несколько недель на стыке июля и августа. Сначала руководство Феррари объявило лучшим гонщиком... Сенну. Это был удар по Просту, который отчаянно боролся с техникой Феррари. Конфликт решался на уровне президентов ФИАТ и Феррари - француз не принимал такого отношения к себе! Впереди был этап в Германии, где дуэлянты встретились на трассе в очной борьбе. Сенна шел на третьем месте, а прямо за ним был Прост. На длиннющих прямых Хоккенхаймринга Ален подбирался к противнику и пытался атаковать. Наконец, француз удачно выходит на расстояние атаки и на прямой перед второй шиканой гонщики пошли параллельными курсами. Сенна был на более выгодной внутренней траектории, но этого оказалось ему мало. Он несколько раз делал движения в сторону алого болида, который оказывался в сантиметрах от вылета. Это отвлекло Проста и он ошибся с торможением. Сенна уехал дальше, а Ален так и остался закрытым в зоне безопасности.
pic(Гран-при Германии 1991)
После окончания этапа Прост объявил о том, что отомстит. Он хотел такой же мести, что и Айртон. Ситуацию пришлось брать под контроль ФИА. На Гран-при Венгрии было созвано закрытое совещание, где обсуждался германский инцидент. Гонщики сами урегулировали ситуацию, взяв поочередно частичную вину на себя, а потом остались один на один. Что произошло в те несколько часов, знали лишь они, но в конце беседы гонщики вышли к томившейся от ожидания прессе и объявили о перемирие.
Больше бурных встреч на трассе не было. Зато были игры с Уильямс. В 1992 году Прост ушел на незапланированный отпуск и в следующем году пытался вернуться в гонки. Его мечтой, как и Сенны, было место в болиде Фрэнка Уильямса. В такой ситуации Найджел Мэнселл, который в конце 1992 станет чемпионом, просто почувствовал себя лишним на этом празднике и объявил о своем уходе из гонок в конце 1992 года. А битву за место под Солнцем выиграл француз, который подписал контракт с оговоркой, что Сенны не будет в этой команде. Бразилец сразу обвинил Проста в трусости, мол, нужно побеждать в равной борьбе. Конечно же, он был прав, но где он был с такими словами в 1991, например? Пока Ален мчался к своей четвертой короне, Айртон не отказывался от мечты. Параллельно с не совсем удачными выступлениями за Макларен бразилец подписывает контракт с Уильямсом на 1994 год. Он добился цели, а вот Ален пойти на сотрудничество со старым соперником не мог. В конце 1993 года француз покинул гонки. Последней гонкой стала для него Гран-при Австралии. Сенна финишировал первым, а Прост следом за ним. А на подиуме оба стояли на вершине - это Айртон потеснился и пригласил извечного соперника и друга стать рядом. Для бразильца это была последняя победа в жизни и Прост был рядом...
20 декабря 1993 года состоялась последняя дуэль Сенны и Проста. Прошла она в дружественной атмосфере парижского зала "Берси". В тот день состоялась картинговая гонка и несколько кругов наши герои провели рядом. Их соперничество закончилось сходом Сенны. Ален в 1994 стал комментатором, а вот Айртон боролся с одиночеством на трассе.
Перед стартом уик-энда Айртон Сенна ехал в машине прессы по кругу. Его роль была объяснить слушателям конфигурацию и сложности трассы. Но вступительное слово было неподражаемым: "Для Алена. Привет, мой дорогой друг Ален. Я скучаю по тебе, Ален..." Перед гонкой Ален и Айртон несколько раз встречались. Особенно эта поддержка была нужна бразильцу - его сильно беспокоило, что происходило в тот уик-энд. Чаще всего они обсуждали вопросы безопасности и договорились детально обсудить их после гонки...
Tags: f1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments