fansmagazine (fansmagazine) wrote,
fansmagazine
fansmagazine

Categories:

Модники 60-ых (часть 1)

Собрание племен и эра фестивалей
   
Американские новации в молодежной среде достигли Британии в конце 50-х, где тоже произошли изменения в стиле одежды и моды на мотоциклы; подростки начали перемещаться с улиц в пабы и кофе-бары, где помимо джаза зазвучал рокабилли.






Тедди-бойз, которые изначально считали себя представителями преуспевающей молодежи, придерживающейся ортодоксальных взглядов на моду, оказались в некотором замешательстве. И этому были свои причины, которые до сих пор путают много в историографии эволюции местных стилей. Сами же пожилые уже тедды рассказывают следующее. Часть молодежи восприняло новый стиль, пересело на местные мотоциклы марки «триумф» и, нацепив кожаные «перфекто Бронкс джакет», сдало свои «спивы» в секонд-хенд, где их подобрала молодежь с окраин, которая не могла позволить себе многое, довольствуясь футболом и военной униформой из тех же секонд-хендов. Именно эти группы коротко стриженных молодых людей, по одной из версий «сьюты»(фр. Siut - френч) одураченные призывами консерваторов противостоять первой волне мигрантов, нашив себе на спины флаги конфедерации, начали погромы индийских и ямайских кварталов. Это положение вещей как нельзя точно отображено в произведении современника событий Колина Мак Иннесса «Абсолютные новички», начинающегося с предложения: «С пришествием эры Лондонского Лори я понял, что весь эпос тинэйджеров неверной походкой движется к гибели», в 1958 году. Но, к счастью, это явление было краткосрочным, вылилось в очередную уличную потасовку и было быстро затоптано ботинками рокеров, ямайцев-руди и примкнувших к ним «экс-теддов». «Cтарый стиль» был дискредитирован, Британия даже оказалась в культурологическом бойкоте со стороны чернокожих музыкантов, играющих рокабилли, возникла некая пауза вплоть до образования британского рокабилли-стиля, сменившего контрабас на бас-гитару и достигнувшего определенной особенности звучания. И только тогда «статус-кво», сочетавшее рокабилльные коки и «спивов», ставший более ярким и вычурным, устраивающее всех, было восстановлено. Хотя стилистические термины и изменения стали неизбежны и старый едди-бойз стиль, претерпев изменения почил в бозе вплоть до ривайвела неорокабилли , не смотря на то что отдельные ортодоксы, вплоть до 70-х оживляли лондонские улицы небольшими группами в уже темных, более простого кроя, костюмах. Девушки теддов тоже перешли на более современный дресс-код и мини, культивировавшихся модными таблоидами.

РУДИ БОЙЗ И МОДЫ

Одним из таких изменений стало выделение достаточно агрессивной группы ямайской молодежи, отказавшейся от «зути»-стиля в угоду более удобной для потасовок одежды. Представители нового оригинального стиля начала 60-х приняли название «руди бойз», то есть грубияны, атрибутом лайфстайла которых стал стиль ска, с источником вдохновения в виде темнокожего урбанистического фолька Ямайки, достигшей независимости в 1962 году. «Крестным отцом» музыкальной составляющей этого стиля по праву считают Лоурела Аиткена. Но в большей степени термин «мод» закрепился за поклонниками музыкальных стилей, культивируемых Джоном Льюисом, основателем «Квартета Модернистского Джаза», Майлса Дэвиса, Джерри Миллегана и старых минималистических традиций в одежде.При этом сам термин, как производное от джазовой традиции и американского импорта в Британию, появился еще в конце 50-х, когда джазмены величины Джона Колтрейна, создавший свой классический квартет, стали замещать по популярности в молодежной среде киноактеров и иных медийных персонажей. Двуцветная одежда, короткие стрижки и черно-белый состав участников стиля зацементировал термин «two-tones»( название вскорости возьмет себе звукозаписывающий лейбл специализирующийся на ямайской музыке) для обеих групп и последующего ривайвела. И, при поддерже модельного бизнеса, подобные образы вскоре появились на страницах модных журналов и стали образцом для подражания в молодежной среде. С этого момента, пришедшегося на начало 60-х «модам» стали называть всех молодых людей старающихся выглядеть современно и в духе времени. Приемущественно представителями этого стиля стали клерки, способные позволить себе поддерживать костюмную моду и покупать не такой уж и дешевый винил.





Вместе с ямайскими музыкальными стилями появляется и более глубинное явление, ставшее заметным только к концу семидесятых. Растафарианство, как религия отдельных групп ямайской молодежи, у истоков которой стоял прорицатель Маркус Гарви, появляется к 50-м в Америке, а вслед за получением независимости, и в Британии. Не имеющие, как и многие эмигранты, собственного оформленного стиля, кроме религиозного ношения дредов, растафари формируют его параллельно руди бойз. И когда в начале 70-х «рудиз» исчезают с британских улиц, их место занимает регги-стиль, а Боб Марли становится звездой и пророком этого движения.



КОВБОИ КОФЕ-БАРОВ

Возвращаясь к началу 60-х, мы можем отметить сложение субкультурного «фронта», состоявшего из бездельничающих, но самодостаточных молодежных масс, нашедших почву для самовыражения в музыке и танцах в Америке и локально в Европе. Стартававшие как Тone up группировки правонарушителей гоняющих на спортивных мотоциклах, рокерские субкультуры к этому времени тоже обросли клубами и околоклубным бизнесом, что позволило эстетике мотоциклов и отрыва закрепиться в заокеанской тесноватой Англии, где начались «войны стилей».



В Британии были запрещены гонки по улицам, но остров Mэн всегда имел некоторую независимость в течение всей истории королевства. Жители и магистратура острова не имели ничего против проведения гонок на территории Mann’а, и это место стало целью паломничества мотоциклистов со всего мира, причем остров в последнее время просто кормится за счет этих гонок. Так родился один из самых престижных призов в истории мотоциклетного спорта - Tourist Trophey, а позже и классификация мотоспорта - TTraces, и даже стиль гоночного мотоцикла TTracer. Нехватка западных просторов привела к тому, что первые мото ганги конца 50-х стали образовываться возле городских кофе-баров типа London Ace Cafe, поскольку пабы на других улицах уже были оккупированы рокабиллами и модниками. Банды на мотоциклах «Триумф» автоматически попали под определение «Рокеры». Имели и иные названия, такие как «тон ап бойз», «ковбои кофе-баров», «стритрейсеры» или «парни в коже» после выхода на экраны фильма «Lether boys» в 1963 году. Характерная униформа - кожаные куртки модели «перфекто Бронкс», джинсы или кожаные штаны, броский шелковый шейный шарф и галстук, кепи или мото шлем.



Хотя некоторые нарушители сознательно не носили никаких шлемов. Все это дополнялось высокими подкованными мотобутцами. По сравнению с костюмным стилем это действительно было инновационным. Позже куртки дополнили клепанные кожаные жилетки с нашивками и нарисованными на спинах различными символами. По сути, этот элемент одежды можно назвать первым DIY-аксессуаром, который позже был востребован другими стилями. Джонни Стюарт, написавший книгу «Рокеры», акцентировал внимание, что выбор в сторону кожаных курток был определен тем, что это было визитной карточкой уголовного мира того периода, и в полицейском жаргоне именовался «leather-clad». Большим шоком для ортодоксальной Британии был внешний вид рокерских девушек, одетых аналогично мужчинам и культивировавших грубое отношение к реалиям. И наибольшей иронией стало то, что британские рокеры, стартовавшие как стиль позже американских коллег из–за лимита на бензин, встали в оппозицию к своим футуристическим прототипам в виде модов, севших в начале 60-х на мотороллеры. Сами рокеры объясняют назревший конфликт социальной ситуацией, когда их антиснобистксие ряды ассоциальных хулиганов составляли представители торговли, лавочники и разнорабочие. Более молодые в плане возраста, группы модов не имели никаких идей кроме послеофисного времяпровождения и попыток доказать собственную состоятельность, на которую у многих не было средств и фантазии.



ВОЙНА СТИЛЕЙ

По разные стороны британских баррикад все творилось так, как в книге «Абсолютные новички», то есть вышло из-под контроля, сохранив остатки приумножившихся стилей. Как и в книге, в городе присутствовали рокабилльствующие олд-теды, ключевая группа модернистов, слушающая авангардный джаз, но помимо книжных персонажей, в городе уже присутствовали адепты культа «дольче вита», разъезжавших по городу на «Ламбреттах»., которых называли уже Битами в силу их музыкальных престрастий к восходящему Блю (или Биг) биту. Этот особого рода набор как нельзя лучше соответствует версии о происхождении термина «мод» от французско-итальянского La Mode.



Менее состоятельная часть молодежи, которую по праву можно назвать «прото casuals» из–за униформирования определенными брендами, (как , например, традиционного ношения теннистных поло Fred Perry). К тому же для постоянной езды на мотороллерах старая стилистика не очень подходила и после 1964 года начала радикально меняться . Сначала короткие плащи Burberry, дорогие пальто Cromby и пиджаки француского кроя , которые на кокни назывались Flut (дудочка или свисток) стали вытеснять и военные дождевики и куртки с надписями на спине, затем узкие брюки сменили мешковатые выбеленные джинсы с подтяжками, а городскую модельную обувь постепенно вытесняли более спортивные модели Loafers - мокасин без шнурков, обычно с бахромой и с парой маленьких бусин, завязанных, как шнурки. При этом смещение костюмной стилистики было вызвано не только какими-то условиями. Бурно развивалась эстрада, эксплуатирующая субкультурные образы и внося дополнительную сумятицу. Ситуация была достаточно странной: все были «модниками» , от поклонников «биг-бита» до модернистского джаза, и непонятно на кого этот термин мог интерполироваться. В связи с чем на какой то момент появился термин «yung originals» закрепившийся за подобными группами преуспевающего среднего класса.



«Ковбои» же, занимавшиеся гонками на «Триумфах» и «Нортонах» на короткие дистанции между кафе, не могли не сталкиваться с модами на мотороллерах. Но чаша терпения была переполнена после оккупации «Айс кафе», находившегося на территории, которую моды посчитали своей вотчиной. И стычки, носившие локальный характер, переросли в настоящие столкновения. Под прицел газетчиков эти столкновения впервые попали 18 мая 1964 года в местечке Брайтон. На этом пляже состоялась грандиозная драка. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и рокеров - начали все именно моды. В городе их собралось огромное количество. В какой-то момент моды, вооружившись камнями с пляжа, бросились «охотиться» на рокеров. Две довольно большие группы рокеров и модов, которых было намного больше, столкнулись в драке на пляже в Брайтоне.



Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы городка. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Хотя никто не был убит, но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов. Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков «Опилочными Цезарями», подразумевая их безмозглость. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории модов и рокеров, причем не из-за самих событий, но из-за освещения прессой и снятого по мотивам событий фильма «Quadrophenia» 1979 года, где дебютировал Стинг и звучала музыка Клэптона, Пейджа и Таушенда. Столкновения продолжались, буквально в воскресенье этой же недели произошло столкновение в Клэктоне, когда две крупные группы модников, столкнувшиеся «на выезде», устроили массовую драку с использованием в качестве оружия пляжных зонтов. Под арест попало 97 человек, а газеты вышли с заголовками «День террора группой скутеристов» и «Дикари вторглись на побережье - 97 арестов». Столкновения продолжались все лето, и первыми ушли именно «тон апы», растворившись в более брутальном рокерском движении. Моды из уличных банд, за которыми после драк закрепилось полицейское определение «parca-clad», продержались ненамного дольше, чем прозвище «peanuts» как их называли рокеры, из-за характерного звука издаваемого мотороллерами при езде, сравнительно с достаточно шумными, но не бог весть какими быстрыми британскими мотоциклами. Которые к тому же еще и часто ломались.

Причиной к смещению уличных движений послужило нарастание эстрадной волны популяризировавшей улицу и новых тенденций, благодаря которым в субкультурной среде появились термины «хард» и «руди» - соответственно «настоящий» (или, как бы выразилась местная гопота, «реальный») и «грубый». Те же стритрейсеры «ковбои», перед тем как исчезнуть, с уличной сцены, 70-х демонстративно отказывались признавать Элвиса, ставшего кумиром поп-сцены, королем рок-н-ролла, презрительно называя поп-музыку пэпом («pap» на сленге - макулатура, мусор). Предпочтения были на стороне тех, кто был ближе к улице, то есть Билли Фури, Винс Тэйлор, Эдди Кохрен, Джонни Кидд. Последним ударом по этому стилю стала мода конца 60-х на чопперы, которые никак не подходили для британских улиц и дорог. Вычурный стиль, включающий кожи,фуражки и множество значков получил название гриззерс( по аналогу с американскими «сальными», но уже присвоенному хипствующей молодежью, внесшей свои коррективы в имидж, включая длинные волосы и фуражки). Единственной отдушиной оставались мотогонки на Мэне, которые происходят до сих пор. И когда мода на чопперы вместе с хиппи схлынула, произошло закономерное возвращение стиля, но уже в начале 80-х. А тогда, в 1964 году, по очередной иронии судьбы, ставшей чуть ли не закономерной по отношению к британским рокерам, власти наконец-то разрешили показ фильма «Дикарь» в британских кинотеатрах, 10 лет подлежащий запрету к демонстрированию на «туманном Альбионе».



ХАРД-МОДЫ

Модам пришлось еще тяжелее, помимо эстрадно-модного натиска, ломался сам внешний стиль. Магазины вовсю торговали «Итальянским стилем», «Cool school», «City gent». По телевизору ,танцполах и радио крутили все от соула до ритм-энд-блюза, и исполнители, от блю бита вплоть до танцоров степа, все выступали в модернистских костюмах. «Истинное лицо» мода в виде стиля и рупоров «Rolling stones» и «The Who», впервые озвучившего в текстах песен «мы», было утеряно. Далее последовали только музыкальные ревайвелы «Jam» и «Madness» (по названию альбома ска-кумира Принс Бастера). Эдвардианские костюмы и френчи периодически всплывали на эстрадной сцене, и самое страшное, что могло произойти, произошло.



Будучи ортодоксально мужским стилем, эдвардианский пиджак стал аксессуаром унисекса и атрибутом выступления «Beatles», породивших вирусную инфлюэнцию в виде битломании. Этот термин и стиль до сих пор активно эксплуатируется и пережевывается, посему в нашем тексте его закономерно упразднить именно с этого момента. Единственно верным определением становится хард-мод, определяющий группы молодых людей, примкнувших к оригинальному стилю «руди бойз». Еще одним определением это краткосрочного явление пришедшегося на рубеж 70-х, стало «свитхед» ( по наиболее практичной версии sued фр.- замшевая тряпочка для наведения лоска и блеска., которое могло употребляться в значении,ухоженный, «до блеска», аналогичное нашему «с иголочки»),аппелировавший к предельно коротким стрижкам , костюмов из тоника и шерсти, коротким дубленкам, Sheepskin,(как у французских блузонов) которые называли «шкурами» и недешевыми пальто Cromby, для тех кто мог это себе позволить. А позволить себе конкурировать с хиппи, рокерами и доже «модами» становилось все труднее по причине разразившегося крупнейшего британского экономического и политического кризиса, достигнувшего пика в 1969 году.



Ска, родившееся из Карибского «менто и калипсо», становится образующим музыкальным направлением между черной и белой молодежью, вплоть до того момента, пока из него не вырастают рэгги и «рок–стэди», на короткий срок ставших альтернативой «блю-биту». А агрессивный стиль и сленг жизни, ставший прототипом скинхед-культуры, был нацелен на мультирасовость отношений. В конце 60-х, в период пика внимания к ямайской культуре, стиль «руди бойз» меняется на растафарианский, а белокожая составляющая стиля окончательно оформляется в субкультуру бритоголовых, придерживаясь ортодоксальных корней и нового дресс кода, дополненного тяжелыми ботинками и клетчатыми ирландскими рубашками.



Чему в немалой степени способствует сепаратизм Северной Ирландии с ее затянувшимся угольно-верфяным кризисом , моментально популяризировавшего докерские ботинки, джут и и слаксы в оппозиционно настроенной молодежной среде. И резкий подъем английского футбола, традиционно стимулировавшего наличие городских банд и футбольных фирм (мобов), охраняющих свои уличные территории. Стоит отметить, что новшество носить короткие штаны было заложено кумиром ска-сцены Десмондом Деккером. При этом приверженность , в принципе , не родной для британской молодежи традиции выражалась не в принятии духовных ценностей растафарианства, но скорее в солидарности позициий как притесняемого рабочего класса и внешних атрибутах стиля, противопоставляемого моде хиппи, поклонниками которой стали более состоятельные слои населения. И та, и другая субкультура того периода успешно дожили до наших дней, претерпев различные изменения. Растафари при этом практически не изменились, пережив индийскую инфлюэнциию в стиле, что отразилось на названии (раггамуффинз) и более современных стилях причесок с дредами. А вот со скинхед-культурой, адепты которой до сих пор не могут разобраться с собственным происхождением , но прижившейся в основном на севере кризисной Британии, в последующие периоды произошли значительные изменения, оставив в истории бренд Spirit 69, тему которого попытался раскрыть в своей книге "Spirit 69" Джордж Маршалл ,когда руди бойз и первые скинхеды были вместе и на одной стороне антиобщественных баррикад.




ПСИХОДЕЛИКИ

Изменения коснулись всех, и начались они в середине 60-х вместе с новой тенденцией, которая так и не вылилась в какой-то определенный стиль, но оставила название «свингующий Лондон» (определяя скорее период субкультурной революции в Британии) и «психоделики». Известный деятель андеграунда, теоретик Кен Кизи провозглашает себя идеологом нового течения и становится лидером коммуны Pranksters.




Но если разобраться внимательнее, то лондонский творческий андеграунд во все времена вел политику самодостаточного самостоятельного творчества, без проявления какого-либо желания вмешиваться в социальные вопросы. Революционной же оказалась мода и одежда, немыслимых расцветок и окрасов, вычурные цилиндры, вышитые жилеты и не менее революционный творческий продукт в виде музыкальных экспериментов, из которых позже вырастут основные представители прогрессивного рока. «Генезис», «Джетро Талл», «Йес», «Кинг Кримсон», Френк Заппа, «Пинк Флойд». Часть этих идей все ж таки просочилась на поверхность улиц вместе с первыми носителями нового стиля. Лондон стал не только лабораторией современной музыки,где сплавлялись все стили но и центром всемирной молодежной моды. Самым популярным для тысяч молодых был прилегающий к Пикадилли район Сохо с его многочисленными кафе и портняжными мастерскими. Именно там чутко отреагировали на изменения, и вскоре Сохо был завален «психоделической» одеждой, сметаемой с прилавков. Этот стиль, в основе которого лежали «какофония цветов» и своеволие вкусов – от военной униформы до клоунских костюмов, – оказал огромное влияние не только на художественный авангард Америки и Британии этого периода, но и охватил все слои общества снизу доверху.На верхнем этаже социума воцарилось женское мини, а модные обложки запестрели новыми именами и позывными, наиболее одиозным и известным из которых стало Твигги.



С середины 60-х странно одетые молодые люди начинают фланировать по городу, но загадочным образом исчезают с улиц уже в 1969-м. Подобно оформлению клуба, расцветив город всеми цветами радуги, «свингующие лондонцы» исчезли, оставив после себя след в мире искусства и дизайна, так же как проявления «барокко молодежной моды» в сценических костюмах музыкантов. Некоторые полагают, что за этим стоял вакуум идеологии и духовности, который обрел свою концептуальную целостность в лондонском андеграунде последующих периодов. Именно этот феномен бездушности попытался зафиксировать в 1966 году Антониони в своем фильме «Blow up». Иные же склонные мифологизировать этот период считают, что «психоделики» одним прикосновением изменили мир многих. Так или иначе, осенью 1966 года подыгрывавший на гитаре многим рок-звездам Джимми Хендрикс попадает в Лондон, где с помощью Чендлера создает «Jimi Hendrix Experience». Не менее прорывным продуктом оказываются новые альбомы состоявшихся групп «The Who», «Rolling Stones», появляется прославленный альбом «Sergant Pepper» Битлз. Во всем этом просматривается след новаций. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд и Майк Блумфилд записали длинную импровизационную пьесу «East-West». Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джимми Хендрикс, The Allman Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes в Великобритании. Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году.
Tags: история уличной моды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment